Назад
Вперед
Культура4 октября
tiny-logoCreated with Sketch.5 психологических экспериментов: от жестоких до полезных

5 психологических экспериментов: от жестоких до полезных

819
34
13

Наука движется вперед не всегда самыми этичными способами.

Некоторые ее достижения обернулись для кого-то психологическими травмами и увольнением, а некоторым они помогли продвинуться в карьере.

Крошка Альберт (1920)

Основатель бихевиоризма Джон Уотсон решил дока­зать, что чело­века опре­деляет воспи­тание, а не внут­рен­ние про­цессы, и провел один из самых неэ­тичных экспе­ри­мен­тов XX века. Он взял 11-месяч­ного маль­чика по имени Аль­берт и попытался выра­ботать реак­цию, кото­рая бы влияла на лич­ность ребенка всю жизнь.

Ребенку дали поиграть с белой крысой, чтобы он при­вык и полю­бил зверька. Затем во время игры со сто­роны стал разда­ваться пугаю­щий шум, который ассо­ции­ро­вался с живот­ным. Этот страх убрать не полу­чилось: роди­тели забрали ребенка у экспе­ри­мен­тато­ров и даль­ней­шая судьба его неиз­вестна.

Стэнфордский тюремный эксперимент (1971)

В 1971 году молодой исследователь Филипп Зим­бардо решил изучить, как заклю­чение в тюрьме влияет на лич­ность чело­века. Он собрал две группы людей — «заклю­ченных» и «охран­ников» — и сказал им вести себя в рам­ках этих ролей.

Вскоре ситуация стала накаляться. Участ­ники слиш­ком вжи­лись в экспе­римент, стали агрес­сивнее и даже при­бе­гали к наси­лию. Экспе­римент был рас­считан на две недели, но его закрыли на шес­той день. Он до сих пор вызы­вает споры, ведь так и не дока­зано, насколько естест­вен­ными были реак­ции участ­ников.

Голубые и карие глаза (1970)

В 1970 году школьная учительница Джейн Эллиот про­вела экспе­ри­мент над третье­клас­сни­ками. Ей хоте­лось пока­зать, как дискри­минация меняет людей. Детям с голу­быми гла­зами дали вто­рую пор­цию на ланч, уве­ли­чили пере­мены и пос­тоянно хва­лили. Каре­глазых лишили лю­бых приви­легий и повя­зали на шею ленты.

В итоге голубоглазые стали высоко­мер­ными, а каре­глазые тихи­ми и заби­тыми. На следую­щий день группы поме­няли мес­тами — и всё повто­рилось, только с обрат­ным резуль­татом. Общест­вен­ность была возму­щена, и учитель­ницу быстро уво­лили, но экспе­ри­мент про­гре­мел на всю страну.

Хоторнский эксперимент (1928–1934)

В 1928 году ученого Элтона Мэйо пригла­сили на фаб­рику «Вестерн Электрикс» для прове­дения иссле­до­вания, почему работ­ницы стали хуже тру­диться. Пред­пола­галось, что винов­ником ока­жется плохое осве­щение, но и дру­гие варианты не исклю­чались.

Мэйо изменил условия труда: кому-то дал поме­щение для работы с хоро­шим осве­ще­нием и новую зар­плату, а дру­гим ничего. Но повы­силась эффек­тив­ность всех. Ока­залось, девушки заме­тили, что уче­ные изу­чают их труд, — это вызвало ощу­ще­ние, что их работа важна для науки, а значит, в нее нужно больше вкла­ды­ваться.

Эксперимент Рингельмана (1913)

Замечали, что, когда вас в команде слиш­ком много, продук­тив­ность мгно­венно падает? Уче­ные это заме­тили еще в начале XX века. Макси­ми­лиан Рингель­ман провел серию экспе­ри­мен­тов, в кото­рых группы с раз­ным коли­чест­вом людей выпол­няли раз­лич­ные зада­ния, напри­мер под­нятие тяжестей или пере­тяги­вание канатов.

Чем больше человек было в группе, тем хуже ока­зы­ва­лись резуль­таты. Это назы­вается эффект Рингель­мана. Счи­тается, что в оди­ночку мы выкла­ды­ваемся силь­нее, чем когда рабо­таем в команде. Отлич­ный аргу­мент для интро­вертов, если их принуж­дают рабо­тать с людьми.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/experiments?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально