психолог, гештальт-терапевт
Терапия — временное мероприятие в жизни человека. Она помогает разобраться с истинными причинами проблем, прожить непрожитые чувства, сепарироваться окончательно от родителей и обрести подлинную зрелость. После завершения курса психотерапии, качество жизни человека сильно меняется. Он обретает внутреннюю свободу и устойчивость.
Но бывает так, что клиент хочет уйти в середине терапии. Клиенту может казаться, что у него уже все ок, терапия ему больше не нужна. Зачастую это — обманчивое ощущение. За ним стоит неосознаваемое и совершенно естественное сопротивление, когда наша психика пытается сохранить баланс между здоровой и травматичной частями.
Когда-то вам было очень больно, вы не получили достаточной поддержки и у вас не было достаточно ресурсов, чтобы эту боль пережить. Психика вас спасла тем, что запечатала вашу боль внутри и придумала другой способ выжить. На тот момент это было лучшим решением.
Теперь каждый раз, когда вы приближаетесь к своей боли, включается красная лампочка — и психика вас «спасает», не пуская в болезненные переживания. Потому что записался прошлый опыт: вас не поддержали, вы были наедине со сложными переживаниями. Повторения не хочется.
Сложно довериться и поверить, что с этими переживаниями можно справиться, можно получить другой позитивный опыт переживания боли, и тогда жизнь изменится. Именно в этой точке клиенты часто уходят из терапии, не осознав, с чем связано их решение на самом деле.
Для человека близость может быть опасной. Если так, он ее будет избегать всеми способами. Как только отношения терапевта и клиента становятся более теплыми, доверительными и близкими, клиент убегает. То же самое он проделывает в своей жизни с другими людьми. Такой человек может желать близких отношений всей душой, но бессознательно никого не подпускать.
Скорее всего, в детстве у него не было опыта близких, безопасных отношений. Этот опыт ребенок приобретает из отношений с родителями. Часто проблемы с близостью у детей из зависимых семей (любые зависимости: алкогольная, игровая зависимость, трудоголизм).
Если у человека есть запрет на выражение злости, он будет ее избегать. Но штука в том, что мы не можем не злиться — это одно из наших чувств. В терапии естественно, что клиент раздражается на терапевта. Терапевт ведь тоже человек и вызывает разные чувства.
Если клиент запрещает себе выражать злость, он ее копит. Копить вечно не получится. Когда предел злости внутри достигает максимума, клиент, вместо того чтобы ее выразить терапевту, обрывает терапию. Думаю, понятно, что в других отношениях в жизни человек поступает так же.
Это нормальное явление, которое называется «перенос». Клиент начинает испытывать те же чувства, что и к кому-то из родителей.
Перенос бывает позитивным, когда рождаются теплые и приятные чувства. И негативным, когда появляются сложные, тяжелые чувства для переживания. Клиенты уходят, не выдержав именно негативного переноса.
Помните, что сопротивление является потенциальной точкой роста. Чтобы продвинуться в терапии, следует оставаться и говорить о своем нежелании продолжать терапию. Если вы хотите качественных изменений, вам придется столкнуться с трудностями и преодолеть их вместе со своим психотерапевтом.