Назад
Вперед
Феминизм6 августа
tiny-logoCreated with Sketch.Феминизм на Востоке: краткая история и основные лица

Феминизм на Востоке: краткая история и основные лица

366
44
16

В июле в Саудовской Аравии признали право женщин жить в одиночку

— и это маленькая победа для восточных фем-активисток. Неужели у восточных женщин так всё плохо? Как устроен феминизм на Востоке? Как он связан с исламом? Рассказываем о главных достижениях восточного феминизма.

Женщина в исламе

Когда возник ислам, он произвел маленькую революцию в арабском мире, потому что провозглашал всеобщее равенство перед Аллахом — вне зависимости от пола. Коран закреплял много женских прав: признавал женщину как личность, ее равные права на брак, развод, образование и прочие социальные активности, запрещал насилие и призывал к уважению. Такому набору могли позавидовать суфражистки!

Исламский феминизм

Это движение, которое трактует Коран через фем-оптику — и обращает особенное внимание на то, что Коран был интерпретирован по-мужски и смешан с ближневосточными традициями. И поэтому всё пошло не так, как задумывалось. Одна из таких традиций, которую часто путают с религиозным предписанием, — это покрытие лица. Также активистки борются с домашним насилием, крайне распространенным на Востоке.

Первые феминистки

Первой женщиной, которая прочла Коран по-новому, была иранская поэтесса Тахире (1817–1852). Она выросла в традиционной мусульманской семье, в 14 лет была насильно выдана замуж. Тахире осуждала многоженство и ношение чадры, а также стала богословом бабизма — религии, основанной на равенстве. Тахире приписывают фразу «Вы можете меня убить, когда только захотите, но вы не можете остановить освобождение женщин». Поэтесса была казнена.

Следующий шаг в революции сознания сделала египетская писательница Аиша Абд аль-Рахман (1913–1998). Она является автором целой серии книг, посвященной жизнеописанию исламских женщин: жен и дочерей пророка Мухаммеда, поэтесс, деятельниц культуры. Ее работы сделали женщин видимыми в арабской культуре. Исследования Аиши дополнялись биографией пророка, написанной Нагибом Махфузом — через феминистическую призму.

Современные активистки

Термин «исламский феминизм» появился в 90-е, когда впервые был упомянут в журнале «Занан», тогда же и начались подробные исследования женского вопроса. Важным лицом в арабском мире можно считать Амину Вадуд (1952) — первую женщину, которая проводит мусульманские религиозные церемонии в качестве имама. Также Амина — специалист по гендерным проблемам и изучению Корана: она является автором книги «Коран и женщина. Перечитывая Коран с женской точки зрения».

Фото: Oregon State University

Самая известная иранская феминистка — Зиба Мир-Хоссейни (1998), доктор антропологических наук, исследовательница исламского права и вопросов гендера. Зиба написала несколько книг, посвященных положению женщин в религии, а еще сняла документальный фильм «Развод по-ирански».

Что происходит сегодня?

Борьба за правильную трактовку Корана

Американская журналистка индийского происхождения Асра Номани активно выступает за то, чтобы соблюдалась изначальная трактовка Корана, свободная от навязанных традиций. Также Асра продвигает мысль, что и женщины, и мужчины должны молиться одинаково, как в Мекке, а не как принято сейчас. О том же говорит и Зиба.

Борьба за базовые права

В Саудовской Аравии благодаря деятельности принца Мухаммеда ибн Салман Аль Сауда с 2013 года женщинам было разрешено водить машину, посещать спортзалы, ездить на велосипеде, получать семейные документы, путешествовать без разрешения мужа и жить одной. Это всё еще сильно консервативная страна, которая требует больших реформ — с точки зрения феминизма тоже.

Борьба с домашним насилием

В Ливии Ала Мурабит создала организацию «Голос ливийских женщин». В 2012–2013 годы ее волонтеры провели образовательную кампанию: ходили по домам и рассказывали женщинам о современных проблемах, в том числе о домашнем насилии. В качестве аргументов Ала приводила хадисы — предания о пророке Мухаммеде — которые говорят о равенстве и уважении.

Борьба за свободу вероисповедания

Камень преткновения исламских феминисток — это (не)ношение хиджаба. Хиджаб долгое время считался символом патриархального угнетения, закрепощающим женщин. Однако современные активистки добровольно выбирают носить платок и утверждают: их сила — в вере.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/east_feminism?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально