— и это маленькая победа для восточных фем-активисток. Неужели у восточных женщин так всё плохо? Как устроен феминизм на Востоке? Как он связан с исламом? Рассказываем о главных достижениях восточного феминизма.
Когда возник ислам, он произвел маленькую революцию в арабском мире, потому что провозглашал всеобщее равенство перед Аллахом — вне зависимости от пола. Коран закреплял много женских прав: признавал женщину как личность, ее равные права на брак, развод, образование и прочие социальные активности, запрещал насилие и призывал к уважению. Такому набору могли позавидовать суфражистки!
Это движение, которое трактует Коран через фем-оптику — и обращает особенное внимание на то, что Коран был интерпретирован по-мужски и смешан с ближневосточными традициями. И поэтому всё пошло не так, как задумывалось. Одна из таких традиций, которую часто путают с религиозным предписанием, — это покрытие лица. Также активистки борются с домашним насилием, крайне распространенным на Востоке.
Первой женщиной, которая прочла Коран по-новому, была иранская поэтесса Тахире (1817–1852). Она выросла в традиционной мусульманской семье, в 14 лет была насильно выдана замуж. Тахире осуждала многоженство и ношение чадры, а также стала богословом бабизма — религии, основанной на равенстве. Тахире приписывают фразу «Вы можете меня убить, когда только захотите, но вы не можете остановить освобождение женщин». Поэтесса была казнена.
Следующий шаг в революции сознания сделала египетская писательница Аиша Абд аль-Рахман (1913–1998). Она является автором целой серии книг, посвященной жизнеописанию исламских женщин: жен и дочерей пророка Мухаммеда, поэтесс, деятельниц культуры. Ее работы сделали женщин видимыми в арабской культуре. Исследования Аиши дополнялись биографией пророка, написанной Нагибом Махфузом — через феминистическую призму.
Термин «исламский феминизм» появился в 90-е, когда впервые был упомянут в журнале «Занан», тогда же и начались подробные исследования женского вопроса. Важным лицом в арабском мире можно считать Амину Вадуд (1952) — первую женщину, которая проводит мусульманские религиозные церемонии в качестве имама. Также Амина — специалист по гендерным проблемам и изучению Корана: она является автором книги «Коран и женщина. Перечитывая Коран с женской точки зрения».
Фото: Oregon State University
Самая известная иранская феминистка — Зиба Мир-Хоссейни (1998), доктор антропологических наук, исследовательница исламского права и вопросов гендера. Зиба написала несколько книг, посвященных положению женщин в религии, а еще сняла документальный фильм «Развод по-ирански».
Американская журналистка индийского происхождения Асра Номани активно выступает за то, чтобы соблюдалась изначальная трактовка Корана, свободная от навязанных традиций. Также Асра продвигает мысль, что и женщины, и мужчины должны молиться одинаково, как в Мекке, а не как принято сейчас. О том же говорит и Зиба.
В Саудовской Аравии благодаря деятельности принца Мухаммеда ибн Салман Аль Сауда с 2013 года женщинам было разрешено водить машину, посещать спортзалы, ездить на велосипеде, получать семейные документы, путешествовать без разрешения мужа и жить одной. Это всё еще сильно консервативная страна, которая требует больших реформ — с точки зрения феминизма тоже.
В Ливии Ала Мурабит создала организацию «Голос ливийских женщин». В 2012–2013 годы ее волонтеры провели образовательную кампанию: ходили по домам и рассказывали женщинам о современных проблемах, в том числе о домашнем насилии. В качестве аргументов Ала приводила хадисы — предания о пророке Мухаммеде — которые говорят о равенстве и уважении.
Камень преткновения исламских феминисток — это (не)ношение хиджаба. Хиджаб долгое время считался символом патриархального угнетения, закрепощающим женщин. Однако современные активистки добровольно выбирают носить платок и утверждают: их сила — в вере.