Назад
Вперед
Психология9 октября
tiny-logoCreated with Sketch.От обвинений к конструктивной критике

От обвинений к конструктивной критике

770
2
15

Эксперт: Евгений Яковлев

психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт

Когда вы критикуете, ваш собеседник может зани­мать толь­ко одну из двух пози­ций: он от­крыт к диа­логу или защи­щается. И что­бы он был го­тов к ва­шим сло­вам, при­дется де­лать «неестес­твенные» вещи. Естес­твен­ными были бы слова: «Ты непра­вильно делаешь — ме­няйся!» Одна­ко в ответ на это нор­маль­ный чело­век мгно­венно выста­вляет защи­ту.

Главная проблема заключается в том, что кри­тику пове­дения люди авто­мати­чески вос­при­ни­мают как кри­тику своей лич­ности. На это и реа­ги­руют.

До 3–5 лет ребенок не воспринимает себя отдель­но от своих игру­шек, своей одеж­ды и свое­го пове­дения. Если ска­зать маль­чику, что у него хоро­шая ма­шинка, то он вос­при­мет слова как похва­лу себе. Это рабо­тает и в обрат­ную сто­рону.

Когда делаешь замечание ребенку, стоит гово­рить: «Я тебя лю­блю. Но так де­лать не надо». Это разви­вает прин­цип обрат­ной свя­зи. Пер­вым де­лом нуж­но пока­зать чело­веку, что вы нор­маль­но отно­ситесь к его лич­ности. Толь­ко после этого он в состоя­нии спо­койно услы­шать ваш непро­шеный со­вет и изме­нить свое пове­дение.

Нашим собеседникам обычно больше пяти лет — но суть не меняет­ся. Ско­рее всего, чело­веку не объя­снили раз­ницу меж­ду кри­тикой пове­дения и лич­ности. А если он пони­мает этот прин­цип, то так или ина­че лю­бая пре­тен­зия — это стресс. Имен­но поэ­тому он ре­флек­торно уходит в защи­ту и вос­при­нимает заме­чание как обви­нение.

Первое правило: «плюс-минус-плюс»

Нужно начинать с чего-то хорошего. Вы мо­жете ска­зать, что чело­век уже де­лает пра­виль­но, выра­зить ува­же­ние или при­знать­ся в лю­бви. Но умест­нее всего будет поло­житель­но выска­заться о пове­дении.

Еще один важный момент: не говорите сло­ва «пло­хо», «непра­вильно», «слабо», «ми­нус». Чело­век тут же зам­кнется. Пра­виль­нее исполь­зовать «доба­вить» или «изме­нить». Это нуж­но, чтобы собе­седник лю­бого возрас­та, пола и ста­туса услы­шал вас и при­нял ва­ши сло­ва всерьез.

Завершать нужно тоже плюсом: «...и тогда вооб­ще всё бу­дет клас­сно!», «...ты талан­тли­вый, у тебя всё полу­чится!».

Если вы построите обратную связь таким обра­зом, она не бу­дет выгля­деть как обви­нение. Она вообще не бу­дет воспри­нимать­ся как кри­тика! Даже как кон­струк­тивная. Это вос­при­нимает­ся как вни­мание, под­держка и заин­тере­сован­ность в чело­веке.

Второе правило: позитив

В вашей интонации должны быть слышны уваже­ние и искрен­няя тепло­та. Если ска­зать об этом чуть шире — пози­тив.

Третье правило: конструктив, конкретность

Формулируйте предельно точно. Не гово­рите о своих ощу­ще­ниях, гово­рите о кон­крет­ных ситуа­циях. «Мне не хва­тает твое­го внима­ния!» — не под­ходит. Объя­сните чело­веку на кон­крет­ных при­мерах, когда у вас возни­кало это чув­ство.

Четвертое правило: краткость

Много советов по изменениям не вме­щается.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/critics?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально