Назад
Вперед
Психология11 декабря
tiny-logoCreated with Sketch.Как вести себя в конфликте: 5 стратегий для любого спора

Как вести себя в конфликте: 5 стратегий для любого спора

14955
16
18

Острые ситуации возникают в нашей жизни по лю­бому поводу: от спо­ров о месте про­ве­де­ния отпуска до серьез­ных конфрон­таций на работе. Любой конф­ликт лучше вести гра­мотно, при­дер­жи­ваясь опре­де­лен­ной стра­тегии. Психо­тера­певт Ольга Попейко рас­ска­зала нам, какие методы ве­дения конф­ликта сущест­вуют и когда их лучше исполь­зовать.

Всего 5 стратегий поведения в конф­ликте: уход, сопер­ни­чество, прис­пособ­ление, компро­мисс и сотруд­ни­чество.

Но какую из них выб­рать, зави­сит от целей, пре­следуе­мых вами в споре, вашего настрое­ния и отно­шения с оппо­нен­том.

Эксперт: Ольга Попейко

Психотерапевт, директор Psiholoģijas Aikido Centrs

Уход

Эту стратегию используют те, кто опа­саются конф­ликта, не выдер­жи­вают напря­жения или просто хотят физи­чески или эмо­цио­нально уйти от столкно­вения с дру­гим чело­веком. Просто де­лают вид, что разно­гласия не сущест­вует. «Уход» вполне разу­мен, если конф­ликт не затра­гивает ваших инте­ресов. Но учтите, что не смо­жете прини­мать учас­тия в раз­ви­тии ситуа­ции.

Соперничество или подавление другого

Людям свойственно стремление быть побе­дите­лями во всем — поэтому к такой стра­тегии обра­щаются неосоз­нанно, ста­раясь избе­жать боли воз­мож­ного пора­жения. И, конечно же, при сопер­ни­честве инте­ресы дру­гого чело­века уходят на зад­ний план.

В каких случаях использовать стратегию:

1. Требуется быстро решить непредвиденную ситуацию, действуя оперативно и решительно.
2. Вы пользуетесь авторитетом и принимаете решение.
3. Отношения с оппонентом вам совершенно не важны.
4. У вас просто нет другого выбора в данной ситуации.

Приспособление или подчинение другому

Такой метод используют, если по какой-то при­чине не желают конф­ликта с оппо­нентом или ставят инте­ресы другого чело­века выше своих. При этой стра­тегии вы просто подав­ляете нега­тив­ные эмо­ции, сми­ряе­тесь с проис­ходя­щим и делаете вид, что всё в порядке.

В каких случаях использовать стратегию:

1. Вам важнее сохранить хорошие отношения, чем признать наличие проблемы.
2. В приоритете — восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта.
3. Вы оказались не правы или понимаете, что отстаивание своей точки зрения займет много времени и сил.
4. Предмет спора вас не волнует.

Компромисс

Требует определенных навыков общения, чтобы каж­дый смог полу­чить какой-то резуль­тат. Но дело в том, что вы мо­жете быть сог­ласны с реше­нием другой сто­роны и все-равно не прийти к пол­ному согла­сию. Тогда возни­кает неудов­лет­во­рен­ность ито­го­вым реше­нием, из-за кото­рой сто­роны могут его не придер­жи­ваться. Именно поэ­тому счи­таю эту стра­тегию пове­дения в конф­ликте сла­бой.

В каких случаях использовать стратегию:

1. При дефиците времени.
2. Аргументы сторон одинаково убедительны.
3. Вы пришли к временному решению.
4. Вы не можете разрешить конфликт в свою пользу или не хотите этого. А отношения с оппонентом для вас не важны.

С моей точки зрения, «компромисс» — не то, к чему нужно стре­миться. Доби­ваясь его, чело­век идет на ус­тупки и забы­вает о своих пот­реб­ностях, что может при­вести к внут­рен­нему конф­ликту, пере­жива­ниям и внеш­нему «взрыву».

Сотрудничество

Наиболее предпочтительная стратегия, позво­ляю­щая обеим сто­ро­нам отстоять инте­ресы и при этом со­хра­нить отно­ше­ния. И все выи­гры­вают.

Как научиться стратегии сотрудничества?

1. Важно признать наличие конфликтов. Они неизбежны, поэтому или полюбите их, или научитесь с ними справляться и относиться спокойнее.
2. Понять потребность (вашу и оппонента) в конфликте.
3. Нормализовать эмоциональный тон разговора, уметь совладать со своими эмоциями.
4. Научиться отделять проблему от личности и разобраться, в чем вы с оппонентом согласны, а в чем нет.

5. Выслушивая собеседника, не вступать с ним в препирательство и не доказывать его неправоту. Важное умение: принять и услышать другого.
6. Разобраться, каковы возможные варианты решения, и оставить один.
7. Осуществить совместные действия, забыв про эмоции. В конфликте важен твердый и холодный ум.

Помните, чтобы спор не пре­вра­тился в пере­палку со взаим­ными оскор­бле­ниями, нужно демонст­ри­ро­вать ува­же­ние к дру­гому чело­веку, а дейст­вия — обсуж­дать, не затра­гивая лич­ность и соблю­дая эмо­цио­наль­ный баланс.

Иначе аргументированный спор перерастает в ссору, кото­рая всегда про­хо­дит в сфере повы­шен­ных эмо­ций и неми­нуемо при­но­сит уколы и уни­же­ния.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/conflicts?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально