Назад
Вперед
Искусство6 ноября
tiny-logoCreated with Sketch.Любимые злодеи кинематографа

Любимые злодеи кинематографа

403
15
23

Аме­ри­канс­кий инс­ти­тут ки­ноис­кус­ства сос­та­вил спи­сок 50 ве­ли­чай­ших зло­деев ки­не­ма­тог­ра­фа. Мы попросили авто­ра те­ле­грам-ка­на­ла «Ки­на не бу­дет» выб­рать 5 лю­би­мых пер­со­на­жей из спис­ка и пояс­нить «за их по­пу­ляр­ность».

Эксперт: Владислав

автор телеграм-канала «Кина не будет»

Пос­ле бег­ло­го ос­мот­ра рей­тин­га в гла­за бро­сают­ся две ве­щи: во-пер­вых, спис­ку це­лых 15 лет, а во-вто­рых, все филь­мы в нем — аме­ри­канс­кие. На это есть при­чи­на. Всё то, что мы при­вык­ли на­зы­вать поп-куль­ту­рой и смот­реть в ки­но сей­час, сфор­ми­ро­ва­лось под влия­нием филь­мов тех лет.

На мой взг­ляд, рас­свет и пик идей­нос­ти ки­не­ма­тог­ра­фа при­шел­ся на 80–90-е го­ды. Плюс Гол­ливуд — есть Гол­ливуд. Аме­ри­канс­кие ки­ноака­де­ми­ки не очень-то лю­бят вы­со­вы­вать нос куда-то за пре­де­лы своей стра­ны — им и так доб­ра хва­тает.

Я осме­лил­ся выб­рать 5 пер­со­на­жей, ко­то­рые, по моему мне­нию, ока­за­ли наи­боль­шее влия­ние на ки­не­ма­тог­раф и куль­ту­ру в це­лом. Рас­став­лять этих пло­хих ре­бят в по­ряд­ке кру­тос­ти бы­ло бы прос­то ко­щунст­вом — все они ши­кар­ны и уни­каль­ны по-свое­му.

Дарт Вейдер

Нач­нем с то­го, кто по по­пу­ляр­нос­ти с лег­кос­тью по­тя­гает­ся да­же с Мик­ки Мау­сом. Чер­ные, на­по­ли­ро­ван­ные, как ла­текс, дос­пе­хи и зло­ве­щее ды­ха­ние — ви­зит­ные кар­точ­ки зло­дея. Бу­ду­чи жес­то­ким, це­леуст­рем­лен­ным и зло­па­мят­ным глав­но­ко­ман­дую­щим Им­перс­кой ар­мии, Вей­дер всё еще сох­ра­нял ос­кол­ки своей пер­вой лич­нос­ти — доб­ро­го и спра­вед­ли­во­го Эна­кина Скайуо­ке­ра.

Тя­же­лый внут­рен­ний конф­ликт, исто­рия по­ляр­ной сме­ны ла­ге­ря на­ря­ду с за­по­ми­наю­щим­ся об­ра­зом сде­ла­ли Дар­та Вей­дера од­ним из са­мых зна­чи­мых зло­деев в исто­рии ки­но. Не стоит за­бы­вать и про мер­чан­дайз — ока­жись ты да­же в за­бы­той все­ми де­рев­не Боль­шие При­лу­ки, шанс уви­деть че­ло­ве­ка в май­ке с Дар­том Вей­де­ром обыч­но бли­зок к ста про­цен­там.

Ганнибал Лектер

Если бы на это­го ге­роя вела клик­бейт-ссыл­ка, то она бы гла­си­ла: «Это­го пар­ня боял­ся да­же твой отец!». И, дейст­ви­тель­но, впер­вые о Ган­ни­ба­ле я услы­шал от свое­го от­ца, ко­то­рый зас­мот­рел ста­рую кас­се­ту с «Дра­ко­ном» до дыр и обо­жал в нуж­ные и не­нуж­ные мо­мен­ты ко­зы­рять его ци­та­та­ми.

Пер­со­на­жа соз­дал пи­са­тель То­мас Хар­рис, а воп­ло­тил на эк­ра­не — Эн­то­ни Хоп­кинс. Он оли­цет­во­ряет со­бой зло — до бо­ли ин­тел­лек­туаль­ное, но в то же вре­мя ярост­но бе­зум­ное. Он не­на­ви­дит не­вос­пи­тан­ность и гру­бость, всег­да пре­дель­но спо­коен, пе­дан­ти­чен и отк­рыт для диа­ло­га с дву­мя исхо­да­ми: ли­бо это интел­лек­туаль­ные иг­ры на вы­жи­ва­ние, ли­бо страст­ный акт кан­ни­ба­лиз­ма. Тре­тьего стой­кий и ак­ку­рат­ный Ган­ни­бал ни­ког­да не пре­дос­тав­лял.

Чужой

При­ме­ча­тель­но, что при соз­да­нии кар­ти­ны глав­ным источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для Джейм­са Кэ­ме­ро­на пос­лу­жи­ли со­бы­тия вой­ны во Вьет­на­ме. В те ужас­ные для США вре­ме­на хо­ро­шо под­го­тов­лен­ные и са­моуве­рен­ные аме­ри­канс­кие мор­пе­хи не мог­ли про­ти­вос­тоять лег­ко­воо­ру­жен­ным вьет­нам­цам.

Ви­ди­мо, поэ­то­му Чу­жой — это предста­ви­тель дру­гой пла­не­ты, впер­вые до­ка­зав­ший ки­не­ма­тог­ра­фу и ми­ру, что необя­за­тель­но быть вы­со­ко­раз­ви­той тех­но­ло­ги­чес­кой ци­ви­ли­за­цией для уни­что­же­ния зем­лян. Отсутст­вие прин­ци­пов, нес­по­соб­ность раз­де­лять доб­ро и зло оправ­ды­вает Чу­жо­го и всел­яет страх в зри­теля.

Уни­что­же­ние дру­гих форм жиз­ни и рас­прост­ра­не­ние своей — единст­вен­ные ин­стин­кты, ко­то­рые сде­ла­ли его идеаль­ной ма­ши­ной для убийст­ва. Боль­шую пор­цию му­ра­шек про­во­ци­рует тот факт, что для рож­де­ния но­вой осо­би ну­жен жи­вой хо­зяин — к нес­час­тью, им ока­зал­ся че­ло­век, за­пер­тый в да­ле­ком кос­мо­се.

Фредди Крюгер

Этот ха­риз­ма­тич­ный па­рень дос­тоин быть здесь хо­тя бы по при­чи­не того, что имен­но он не да­вал мне спо­кой­но за­сыпать в детст­ве. Яв­ляясь своим жерт­вам во снах, Фред­ди от­пус­кал че­рес­чур спе­ци­фич­ные шу­точ­ки, воп­ло­щал са­мые жут­кие стра­хи — а за­тем уби­вал.

За­сы­пать с мыс­лью о своих фо­биях и ду­мать, что смерть во сне обо­ра­чи­вает­ся смертью и ная­ву, — не са­мое прият­ное вос­по­ми­на­ние прак­ти­чес­ки всех де­тей 80-х и 90-х. Льви­ная до­ля злодейс­ко­го шар­ма Фред­ди сос­тоя­ла в том, что в кон­це каж­до­го фи­льма он ни­ку­да не ис­че­зал, а лишь за­ти­хал. На вре­мя.

HAL 9000

Пер­вый не жи­вой, но от­то­го не ме­нее ха­риз­ма­тич­ный пер­со­наж в спис­ке. Пред­ста­вляет со­бой ис­кус­ствен­ный ин­тел­лект из филь­ма «Кос­ми­чес­кая Одис­сея», спо­соб­ный к са­мообу­че­нию и ли­шен­ный всех че­ло­ве­чес­ких не­дос­тат­ков. Отсутст­вие пос­лед­них прев­ра­ти­ло его в зло­дея, коим он по су­ти своей не являет­ся. Ведь HAL 9000 — ма­ши­на, соз­дан­ная че­ло­ве­ком, зая­вив­шая о своем пра­ве на са­мооп­ре­де­ле­ние.

От та­ких мыс­лей в на­ши дни мо­жет под­ка­тить ком к гор­лу. Мож­но лишь до­га­ды­вать­ся, как низ­ко упа­ла че­люсть лю­дей, уви­дев­ших эту кар­ти­ну в 1968 году. Все­пог­ло­щаю­щее же­ла­ние за­вер­шить свою мис­сию вмес­те с ощу­ти­мой бояз­нью смер­ти сде­ла­ли HAL 9000 хре­сто­ма­тий­ным при­ме­ром искус­ствен­но­го интел­лек­та в науч­ной фан­тас­ти­ке. Кро­ме того, он пер­вый в исто­рии взял на себя бре­мя конф­лик­та че­ло­ве­ка и ма­ши­ны.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/cinema_evils?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально