Назад
Вперед
Психология24 ноября
tiny-logoCreated with Sketch.Are you cheating: почему мы списываем

Are you cheating: почему мы списываем

343
19
8

Мелкое списывание в школе знакомо каждому. Что зазорного в том, чтобы разок подглядеть в учебник или перевести незнакомое слово в гугл-транслейте?

Система образования как будто сама дает лазейки для списывания, остается только решить — пользоваться ими или нет. Почему все-таки большинство студентов и учеников выбирают читерить? Разбираемся в мотивах списывания.

Патриархальный мотив

Пожалуй, самая распространенная при­чина читерства на контроль­ных. Она осно­вана на при­вычке, кото­рая вырабо­талась в семье. Мотива­ция чите­рить идет от роди­телей, кото­рые могут расска­зать, что на работе обхит­рили началь­ника или запла­тили на рынке за огурцы меньше, чем были должны. Ощуще­ние «хочешь жить — умей вертеться» пере­дается еще и от старших детей млад­шим: если сестра списы­вает домаш­нее зада­ние из интернета, то почему мне нельзя?

Рыночный мотив

Настоящие экономисты и стратеги пони­мают, что масштаб цели должен соответст­вовать прило­жен­ным усилиям. Сту­денты и школь­ники как коммер­ческая фирма часто стремятся добиться макси­маль­ного резуль­тата при минималь­ных затра­тах энер­гии. Очевидно, что незначи­тельные цели будут чаще дости­гаться нечест­ным путем: зачем пересмат­ривать три лек­ции по полтора часа, если тест длится всего 10 минут и сос­тоит из вопро­сов, кото­рые легко можно найти в гугле?

Гражданский мотив

Взаимовыручка — важная составляющая любого коллек­тива. В учебном процессе она работает нем­ного не в ту сторону и моти­вирует списы­вать — мы же рабо­таем на общее благо! В этом случае студенты сверяют друг с другом ответы и делят поровну билеты на экзамене. Это не класси­ческий вид списы­вания, потому что он осно­ван на команд­ной работе и ответст­венности перед группой. Этакая благо­родная помощь близ­кому во имя народ­ного счастья.

Репутационный мотив

В этом случае мотив списывания — общест­венное одо­брение и призна­ние среди одногруп­пников. Тут всё понятно: списал на высо­кий балл и не попался — умный и сообрази­тельный; препо­дава­тель заме­тил твой «ход конем» — позор и осуж­дение. Мотив репута­ции рабо­тает и внутри семьи. Это о всем извест­ной исто­рии, когда роди­тели ждут от нас только «пятерки» — иногда давле­ние вынуждает нас вести нечест­ную игру.

Эмоциональный мотив

Списывание зависит и от эмоционального состояния. Стресс и чувство страха на экзамене мотиви­рует прятать в карманы шпар­галки и исполь­зовать телефон, а неприязнь к предмету отбивает жела­ние разо­браться в непонят­ной теме. Если студент не заинтере­сован в пред­мете или ему кажется, что он слиш­ком слож­ный — с большей вероят­ностью он махнет на подго­товку рукой и просто спишет. Скука оправды­вает мошен­ничество.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/cheating?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально