психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт
Граница проходит в восприятии вашего партнера. Какие у него возникают чувства в ответ на ваши действия и как он их себе объясняет. Если вы в течение дня то и дело интересуетесь, как у него дела, то для кого-то это будет нарушением личных границ и приведет к агрессии. А для кого-то это проявление внимания, любви и заботы — и будет вызывать теплоту и умиление.
Ваш партнер правда хочет, чтобы вы говорили ему перед уходом на работу «И не забудь вымыть уши!» или настаивали, чтоб он вел здоровый образ жизни? Вы даете ему возможность сказать «нет»? Или заботитесь без спроса и показываете, что обидитесь, если он будет протестовать?
Забота — это активность в отношении другого человека. Непрошеная активность — это агрессия. И необязательно плохо. Непрошеный поцелуй — агрессия. При этом тому, кого поцеловали, может понравиться. А может вызвать злость, отвращение, страх. В первом случае поцелуй — нежность, во втором — нападение. Это зависит от интерпретации того, кого поцеловали.
Ответьте на вопрос: какое чувство мною движет, когда я хочу позаботиться? Например, чтобы он говорил, где он сейчас, или чтобы ел «правильную» пищу, или чтобы меньше пил? Если я это делаю из-за тревоги — то тревожусь о чем? Например, о том, чтобы он не спился, или о себе, чтобы не жить с алкоголиком?
Вы точно имеете право заботиться о себе и говорить о своих желаниях. Но тогда будем честны: это не забота о нем. Это забота о себе. Это нормальная попытка контроля за человеком рядом из заботы о себе: из своей тревоги, из своей ревности, из своей тоски, из своего отчаяния.
Если мы анализируем свои ощущения, то можем понять, о каких потребностях они нам говорят. Далее мы можем решить, что делать с этими потребностями. Например, прямо о них сказать. Если партнер отмахнется и будет отмахиваться раз за разом — это тоже что-то говорит о ваших отношениях, не правда ли?
Если страшновато сказать себе и ему прямо о своих чувствах и желаниях, то может начаться игра в спасателя. Не важно, хочешь ты этого или нет — я тебе помогу и сделаю добро. Но человек чувствует ложь: на самом деле заботятся о себе, а говорят, что о нем. Такое отношение вызывает отторжение, протест. От такой заботы отмахиваются, ее избегают, ее обесценивают. Совершенно справедливо, кстати.
Спаситель начинает чувствовать себя жертвой. Переживая несправедливость, обиженный спаситель становится палачом и преследователем. Прямые обвинения или пассивная агрессия: поджатые губы, скорбно-обиженное молчание, горькие вздохи. Спаситель-Жертва-Палач — «драматический» треугольник Карпмана.
Выход из треугольника только один. Честный вопрос: чего я хочу больше для себя? Я хочу контролировать? Я хочу именно заботиться из переполняющей любви и нежности? Оба варианта имеют право на существование. Только не забудьте спросить партнера — хочет ли он заботы именно в такой форме. Если нет — будете заботиться? Насильно?
Но нормально спросить «Тебе нужен мой совет?», «Я хочу так заботиться, ты не против?». И услышать ответ.
Контроль — отлично. Если он из осознанной потребности и вы договариваетесь о формах взаимного контроля. Попытка избежать ясного обсуждения, насколько кому в вашей паре хочется следить за другим, не ведет к здоровым отношениям. Это игра, манипуляция, созависимость. Это тоже может быть выбор — главное, чтобы он был осознанным.