— эти фильмы объединяет не только тема сексуальных меньшинств. Такие сюжеты всегда заканчиваются смертью или трагедией. Попробуем разобраться, почему и кому это выгодно.
Гомосексуальность большую часть истории была вне закона из-за гегемонии религии. Европа с Америкой только недавно ввели политику инклюзивности. А в некоторых странах Азии, Африки и Океании представители ЛГБТ-сообщества до сих пор скрываются из-за страха попасть в тюрьму или стать приговоренными к смертной казни.
Общественные взгляды быстро впитались в культурный код. И они транслировали, что быть «не таким», значит быть обреченным на трагический финал.
С введением в Голливуде кодекса Хейса в 40-х года, пришел век морализаторства. Гей-персонажи, если и появлялись в кино, то всегда выступали в роли злодеев или преступников. И, разумеется, понять их принадлежность к ЛГБТ-сообществу можно было только по намекам, напрямую этого никто не признавал.
После сексуальной революции гей-персонажи, которые играли психопатов и убийц, стали гиперсексуализировать. Таким образом пытались подчеркнуть стереотип, что гомосексуальность — это половое отклонение. Вспомните, «Буффало Билла» в «Молчании ягнят», Нормана Бэйтса из «Психо» или персонажа Шэрон Стоун в «Основном инстинкте».
Разумеется, существовали добрые персонажи, которые оказывались частью ЛГБТ-сообщества. Их судьба заканчивалась не менее приятно. Например, в фильме «Детский час» с Одри Хепберн и Ширли Маклейн, две молодые учительницы влюбляются друг в друга. Но, под натиском общества, психика одной из них не выдерживает.
В 90-х внутри гей-сообщества стал распространяться СПИД. Это заболевание было не изучено, поэтому многие считали её божьей карой за извращения. Стали появляться фильмы, в которых лгбт-персонажи становились символом мученичества. Например, «Филадельфия» с Томом Хэнксом, а затем и «Горбатая гора». Подтекст считывался тот же: быть геем — значит страдать.
В подростковых фильмах стали юные гей-персонажи часто обрывали свою жизнь самоубийством после долгих попыток влиться в общество. После таких финалов по сюжету окружающие их родители и друзья понимают, что были не правы, раскаиваются и становятся толерантнее. А их чадо, по сути, превращалось в священное животное на убой.
Реальность стала часто копировать фикцию. Молодые люди, которые только начинали осознавать свою ориентацию, смотрели на то, как их изображают в культуре и понимали, хорошего в жизни мало. Уровень суицидов среди ЛГБТ-молодежи все еще очень высок.
Там ситуация еще хуже. За 2015-2016 год в сериалах было убито 42 лесбийский и бисексуальных персонажей. Самым известным и неожиданным кейсом стала смерть командора Лексы из сериала «Сотня». Её убили через пару секунд после того, как она сошлась с главной героиней. Ради чего? Чтобы двигать сюжет и драму, конечно.
Но тут начинается самое веселое. В поп-культуре есть особый троп под названием «хороните своих геев». Он стал реакцией на то, что лгбт-персонажей убивают намного чаще, чем гетеро. Смерть Лексы не прошла напрасно, фанаты настолько возмутились, что устроили в Twitter массовую кампанию, в которой потребовали внести больше разнообразия на экраны — дать гей-персонажам психологическую глубину, полноценные сюжетные арки и нормальные финалы.
Это подействовало. Благодаря одной смерти Лексы, мы получили прекрасных Джулс и Ру из «Эйфории», отношения Элио и Оливера в «Назови меня своим именем». Да, эти истории не самые веселые, но они многогранны и полны жизни. А дальше будет только лучше.