Мы взяли интервью у пары, которая уже 4 года сосуществует вместе со своими диагнозами, и выяснили, как им удается сохранять отношения, несмотря ни на что.
Н., 22 года. Разработчик мобильных приложений, БАР II типа.
Д., 23 года. Птичий ветврач, ПРЛ + БАР.
Н.: Если в депрессии я, то тяжело вылезти из ракушки и начать общаться хотя бы с близкими. Если в депрессии близкий человек, сложно понять, как облегчить его состояние. Помимо этого, для меня очень изнуряюще выслушивать об отрицательных эмоциях и затем подбадривать.
Д.: Для меня во время депрессии самое опасное — искать в близких причину негатива, обижаться, всегда быть в плохом настроении и сообщать им об этом. Этот мой «кран» очень сложно перекрыть.
Н.: В общем, на качестве жизни: эффективности работы, частоте и силе прокрастинации, отношениях с людьми, здоровье.
Д: Депрессия сильно сказывается на моих отношениях с людьми, а они прямо влияют на настроение и продуктивность. Я очень уязвима для нехороших людей в этом состоянии — и могу попасть в неприятности.
Н.: Мы завели привычку предупреждать о грядущей буре. По возможности не вываливать всё внезапно на человека, а сначала высказать свою потребность в разговоре и выбрать удобное время. Мы всегда стараемся понять друг друга, не преследуем цели оставить последнее слово за собой, убедить другого в своей правоте.
Для этого нужно доверие, основанное на знании, что с этим человеком вы напарники по жизни и с ним не страшно строить совместное будущее.
Д.: Общение в таких ситуациях помогает обозначить основные моменты в начинающемся диалоге. Мы хотим помочь друг другу, поэтому нам нужно спокойно и комфортно поговорить: без обвинений, осуждений, оценок. И нужно быть предельно вежливой. Не грубить и не навязывать ласку.
Н.: Судя по тому, что мы еще не расстались, видимо, удается! Мы стараемся отдохнуть в нашей крепости. Крепость — это то чувство, которое возникает, когда мы остаемся наедине. Всё хорошо, даже если на улице апокалипсис.
Д.: Я думаю, да. Примерно понимая, как она чувствует и мыслит, я пытаюсь помочь так, как ей могло бы пригодиться. Я стараюсь быть однозначно и строго положительной. Чувствуя, что это помогает ей, я и сама ощущаю себя лучше.
Н.: Сделать то, что на самом деле хочется. Если всё достало — то кардинально сменить обстановку в голове, а если хочется выплеснуть эмоции — заняться творчеством или обратиться за помощью к специалисту. Если не хочется ничего, то нужно понять почему и на этом строить дальнейшие действия.
Д.: Я люблю собирать вещи, связанные с человеком. У меня есть деревяшка с нашей прогулки пару лет назад. Когда я злюсь, то перебираю эти вещи и успокаиваюсь, понимая, что каждый может ошибиться, как и я порой.