Назад
Вперед
Искусство14 апреля
tiny-logoCreated with Sketch.История цвета: символика черного

История цвета: символика черного

724
61
13

Выбор в пользу черного, вероятно, дань его богатой истории —

вот оправдание на случай, если этим цветом запол­нен весь гарде­роб. Исто­рия, к слову, насчи­тывает не одно тысяче­летие. Неслу­чайно ей посвя­щают целые книги («Чер­ный. История цвета» М. Пастуро) — спор­ных фактов в «био­графии» черного предо­статочно.

Объективно черный не является цветом. В XVII веке ученый Исаак Ньютон открыл цве­товой спектр и разбил его на семь цветов: крас­ный, оран­жевый, жел­тый, зеле­ный, синий, фиоле­товый и индиго. Чер­ный, как и белый, стал резуль­татом смеше­ния этих цветов.

Древность

В древние времена люди боялись чер­ного. Он был цве­том тьмы, зла, смерти и пещер. В боль­шинстве древ­них мифов, объяс­няющих проис­хож­дение мира, исполь­зуется один и тот же образ: сна­чала была бес­край­няя ночь — и «жизнь обре­ла форму, воз­никая из тьмы».

Страх темноты начал ослабевать после того, как люди нау­чились добы­вать огонь и полу­чать искус­ственные краси­тели. Жгли древе­сину, кору, скор­лупу и кос­точки фруктов! Затем в ход пошли мине­ралы. Оттенки черного полу­чались раз­ными в зависи­мости от мате­риала. У цвета появи­лись харак­терис­тики: текс­тура, плот­ность, насы­щен­ность и блеск — всё это имело перво­степен­ное значение.

Античность

Позднее, в эпоху античности, появились раз­ные тер­мины, обозначаю­щие черный. Ater — чер­ный мато­вый. Niger — черный блес­тящий. Со вре­менем ater начал прио­бретать зна­чение оттал­киваю­щего, гряз­ного и даже ужас­ного цвета. Niger обла­дал пози­тивным смыс­лом.

Средневековье

В Средние века у каждого из сос­ловий был «свой» цвет: зеле­ный — купе­ческий, синий — рыцарский. Чер­ный исполь­зовали сред­ние слои общества. Вскоре он стал сим­волом протеста — во вре­мена Рефор­мации его носили против­ники католи­ческой церкви, кото­рая прояв­ляла любовь к пыш­ности и богатству.

Как ни парадоксально, после этого цвет полю­бился пред­стави­телям знати. С помощью чер­ного они пока­зывали свою духов­ность. Но тогда ему было далеко от сегод­няшней универ­саль­ности. Хоро­шие краси­тели (их полу­чали с помощью кампе­шевого дерева из Нового Света) были доро­гими. И чер­ные одежды были приви­легией, так как стоили дорого.

Символы

Черный — это и цвет плодородия. В Египте он сопро­вождал усоп­ших в заг­робный мир и обещал возрож­дение после смерти. В Гер­мании именно чер­ный ворон был птицей-воином и защит­ником. В Биб­лии всё наоборот: черный цвет не дарит воскре­шения, а черный ворон счи­тается пти­цей дья­вола.

Символика цвета кардинально менялась.

Это традицион­ный цвет мона­шеских одея­ний. В эпоху роман­тизма чер­ному припи­сывали поэти­ческое содер­жание. В Викто­рианскую эпоху он стал цветом траура. А также цветом рабо­чих и при­слуги (к тому вре­мени такие ткани стали гораздо более доступ­ными).

Мода

Культовым цветом с точки зрения моды и стиля он стал только в XX веке, когда Коко Шанель просла­вила его в малень­ком чер­ном платье. Оно появи­лось на свет в 1926 году и стало базо­вым пред­метом гарде­роба: в Америке его проз­вали платьем-Форд за его практич­ность. «В чер­ном цвете есть всё.

Фото: ©Man Ray Trust/ADAGP Paris 2016

«В чер­ном цвете есть всё. В белом тоже. Их красота абсо­лютна», —

так гово­рила Шанель. Это опреде­лило популяр­ность чер­ного на годы вперед.

Фото: © Lipnitzki / Roger-Viollet

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/black?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально