Назад
Вперед
Искусство16 августа
tiny-logoCreated with Sketch.Мода на балет: история взаимоотношений

Мода на балет: история взаимоотношений

236
18
9

Мир искусства больше не закрытый клуб «избранных». Стать ближе к нему может любой — без художки, му­зы­каль­ной шко­лы и балетного училища. Тем, кто любит тан­цы на пуантах, можно легко привнести их в свою жизнь, схо­див на barre (фитнес по мотивам балета) или выбрав вещи в ду­хе балетных костюмов. Кстати, фэшн-индустрия уже давно тесно связана с балетом.

До начала XIX века костюмы балерин на сце­не очень по­хо­ди­ли на обычную одеж­ду женщин: это были мно­го­слой­ные юбки с каркасом и длинным подолом. Тан­цов­щи­цам было не развернуться — к платьям до­бавлялись тяжелые го­лов­ные уборы и парики. Раз­ви­вать технику танца и по­ка­зы­вать дос­ти­же­ния в этом деле ба­ле­ри­нам бы­ло не­лег­ко. При этом лю­бой «шаг в сторону» вызывал осуждение.

Но такие шаги все же были. В 1730 году фран­цуз­ская ба­ле­ри­на Мари-Анн Камарго ос­ме­ли­лась открыть щи­ко­лот­ки, в 1832-м ита­льян­ка Мария Тальони впервые пред­ста­ви­ла пуб­ли­ке пачку — легкую юб­ку, ко­то­рая воз­му­ща­ла не­при­лич­ной дли­ной, хотя за­кры­ва­ла колени. Зато с пачкой ба­ле­ри­нам стали дос­туп­ны слож­ные прыж­ки, вра­ще­ния и другие элементы. В 80-х пачку уда­лось «поднять» выше колен.

Начало XX века стало временем гораздо более смелых пе­ре­мен. Когда Вацлав Нижинский вышел выступать в об­ле­гаю­щем трико, его ли­ши­ли места в Им­пе­ра­тор­ском театре. Когда Сергей Дягилев раз­ре­шил Пабло Пикассо сде­лать кос­тю­мы из кар­тон­ных ко­ро­бок для балета «Па­рад», слу­чил­ся скан­дал. Не­смот­ря на это, экс­пе­ри­мен­ты продолжались.

Не успела публика привыкнуть к пачкам, как в 1924 году Коко Шанель, создавая кос­тю­мы к дягилевскому балету «Голубой экс­пресс», решила от них от­ка­зать­ся. Тан­цов­щи­ки, изображавшие плов­цов, иг­роков в теннис и гольф, на­де­ли на сцену шорты и легкие юбки с топами и голь­фа­ми — почти что ре­аль­ную спор­тив­ную фор­му. Это сде­ла­ло ба­лет го­раз­до ближе к реальной жизни.

«Ничто не сравнится с красотой сво­бод­ного тела», — го­во­ри­ла Габриэль Шанель. В последующие годы тело ба­лет­ных тан­цо­ров про­дол­жи­ли освобождать. Рудольф Нуреев в одной из сцен балета «Спящая кра­са­ви­ца» поя­вил­ся и во­все об­на­жен­ным — это было новой революцией.

Итогом эволюции балетного костюма ста­ло понимание то­го, что в танце ничто не долж­но стеснять тело. Свобода дви­же­ния теперь — на первом месте, что, прав­да, не рав­но отказу от красивого де­ко­ра. 100 костюмов от Карла Лагерфельда, про­дол­жив­ше­го дело Шанель, для балета «Квартет Брамс-Шернберг» на сцене Оперы Гарнье, — лишь один из многих примеров того, что мода и балет про­дол­жа­ют идти рука об руку.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/ballet_fashion?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально