Безобидный комплимент, который был нормой, сейчас может вызвать недоумение и даже агрессию. В соцсетях появился термин «новая этика», за несоблюдение которой вас могут «отменить», даже если ваш единственный грех — желание сделать другому приятно.
Как и прежде, с ними всё в порядке. Они даже полезны, так как поднимают настроение и стимулируют работу мозга. Но, независимо от наших намерений, комплименты — это отдельный район «страны советов». Отправляться туда может быть неуместно.
Когда мы делаем другому человеку комплимент, что-то мелкое и эгоистичное в нас обижается, если его не принимают. Мы забываем, что это все-таки навязывание нашего субъективного мнения — и никто не обязан благодарить нас за импульс сказать приятное.
Делать комплименты хорошо и правильно. Но давайте разберемся, как порадовать человека и не задеть его?
Сложно быть агрессивным, когда с тобой говорят от чистого сердца. А любой комплимент должен исходить именно оттуда. Люди умеют отличать искреннее восхищение от дежурной вежливости, поэтому говорите с ними только, когда действительно хотите сказать что-то приятное.
Мы уже сказали, что любой комплимент должен быть уместным. Для этого надо понимать границы дозволенного в сложившемся контексте. Сказать своей подружке, что ее новое платье — «огонь», можно в любой ситуации, но, если речь идет о малознакомом человеке или коллеге, хорошенько подумайте, стоит ли отвешивать рандомный комплимент в рабочей запаре.
«Ты такая красивая и умная» — это, конечно, приятно, но подобные абстракции скорее вводят в недоумение. Они безличные, да и сам человек не всегда может так о себе думать. Добавьте души. Например, скажите: «Ты так много знаешь по этой теме» или «У тебя отличное чувство стиля». Это те вещи, которые говорят о личности и прогрессе человека. И нет ничего лучшего, чем слышать, когда твои старания ценят.
Все мы иногда грешим комплиментами с двойным дном. Мы можем не заметить, что вместо похвалы оскорбили человека. Например, сравнили ткань платья с обивкой дивана или стереотипно отметили, что человек не похож на «того, кому это будет интересно». В комплиментах стоит избегать навешивания лейблов и сравнений — только если сходство не было изначальной целью.
Самое главное, помните, что комплименты — это не про вас. Не стоит говорить: «надо же, у меня бы так никогда не вышло». Вы хвалите человека, а не выискиваете подтверждение своей ценности.