Назад
Вперед
Искусство12 ноября
tiny-logoCreated with Sketch.«Обнуление искусства»: какой смысл в простых фигурах и линиях

«Обнуление искусства»: какой смысл в простых фигурах и линиях

682
1
20

Александра Санькова

Эксперт творческого конкурса Lexus Design Award Russia Top Choice, создатель и директор единственного в России Московского музея дизайна

Для меня геометрические фигуры, в пер­вую оче­редь, вызы­вают ассо­циа­ции с худо­жест­вен­ными иска­ниями аван­гар­дис­тов, супре­матис­тов и конструк­тивис­тов.

Казимир Малевич / «Супрематическая композиция» / 1916
Stedelijk Museum, Amsterdam

Пионеры русского дизайна призывали к «обну­лению» искус­ства — они выра­жали свои идеи с по­мощью са­мых прос­тых графи­ческих эле­мен­тов, гео­метри­ческих фигур, чис­тых цветов и ли­ний. Им уда­лось свес­ти изо­бра­жение к исход­ным формообра­зую­щим эле­мен­там: прос­тая гео­метри­чес­кая форма, цвет и ком­по­зиция.

• Квадрат

• Код — «Черный квадрат», Казимир Малевич, 1915 год

В Петрограде 19 декабря 1915 года сос­тоя­лась «Пос­лед­няя футу­рис­тичес­кая выс­тавка 0,10», в рам­ках кото­рой Кази­мир Мале­вич пред­ста­вил свое бес­пред­метное твор­чество — супре­ма­тизм. В его кар­тинах не было тради­цион­ной изо­брази­тель­ности, лишь сплош­ные гео­метри­ческие абстрак­ции. Именно этот момент счи­тается кон­цом ста­рого искус­ства и нача­лом отсчета искус­ства нового.

В 1920 году в Витебске было учреждено новое дви­же­ние под наз­ва­нием УНОВИС — УТВЕР­ДИ­ТЕЛИ НО­ВОГО ИСКУС­СТВА, мани­фест кото­рого декла­ри­ровал: «Нис­про­верже­ние ста­рого мира искусств да бу­дет вычер­чено на ва­ших ладо­нях. Носите чер­ный квадрат как знак миро­вой эко­номии. Чер­тите в ваших мастерс­ких крас­ный квад­рат как знак миро­вой рево­люции искусств. Очи­щайте пло­щади миро­вого прос­транства от всей царя­щей в ней хао­тич­ности».

Позже в 1922 году Эль Лисицкий, кото­рый препо­давал в УНОВИСе и одно­вре­менно учился у Мале­вича, вы­пустит книгу «Супре­матистс­кий сказ про два ква­драта». Книга, состоя­щая из 12 стра­ниц и 30 слов, рас­ска­зывает о заро­жде­нии нового мира и борьбе со ста­рым. По обще­при­нятой ле­генде чер­ный квад­рат олице­тво­ряет собой плас­тичес­кую сис­тему Мале­вича, а крас­ный — Лисиц­кого. И между ними проис­ходит борьба.

• Треугольник

• Код — «Клином красным бей белых!», Эль Лисицкий

Агитационный плакат Лисицкого «Клином крас­ным бей бе­лых!», соз­дан­ный по заказу Глав­ного штаба и Полит­управ­ления Запад­ного фронта Крас­ной армии, — яркий при­мер худо­жест­вен­ного аван­гарда на службе рево­люции. Сим­вол крас­ного «клина-треу­голь­ника» пока­зывает процесс насту­пле­ния «крас­ных» на белогвардейцев. Так, к примеру, сохра­нились фото­графии, на кото­рых — аги­тацион­ная уста­новка (сейчас бы ее назвали поли­тичес­ким паблик-артом), состоя­щая из белого парал­леле­пи­педа, в кото­рый вбит крас­ный клин.

• Круг

• Код — «Ткани конструктивистов», Любовь Попова и Варвара Степанова

В 1924 году художники-конструктивисты Лю­бовь Попова и Вар­вара Степа­нова раз­рабо­тали образ­цы ткани, кото­рые были запу­щены в мас­совое произ­водство и про­дажу на Пер­вой ситце­набив­ной фаб­рике. Их констру­кти­вистс­кие ткани ока­за­лись на пике моды и бук­валь­но запо­ло­нили со­бой ули­цы Москвы.

Свои идеи художники-конструктивисты также заим­ство­вали из «бес­пред­мет­ной» живо­писи. Тща­тель­ный ана­лиз про­пор­цио­наль­ных и прос­транст­вен­ных соот­но­ше­ний, рит­ми­чес­кие пос­трое­ния, дина­ми­чес­кие и опти­чес­кие эф­фек­ты, сдвиги сме­ще­ния форм, соче­тание плос­ких и объем­ных эле­мен­тов — всё это легло в основу нова­торс­ких реше­ний Попо­вой и Сте­па­но­вой.

От «супрематистских» тканей худо­жест­вен­ные идеи конструк­ти­вис­тов отли­чало нали­чие четко орга­низо­ван­ной струк­туры. При проек­тиро­ва­нии рисун­ков для своих тка­ней констру­кти­висты выбра­ли метод про­грам­миро­ван­ного формообра­зо­вания, исполь­зуя в качестве моти­вов прос­тей­шие гео­метри­чес­кие формы.

• Линия

• Код — «Линиизм», Александр Родченко

Линиизм — вся сила в линии! Концепция худо­жест­вен­ного тече­ния «линиизм» при­над­ле­жит Алек­санд­ру Род­ченко — все­мирно извест­ному худож­нику-констру­кти­висту, пер­вому советс­кому дизай­неру. В 1919 году Род­ченко наз­вал линию глав­ным инстру­ментом в своих рабо­тах, провоз­гласив ее в мани­фесте основ­ным эле­мен­том конс­трук­ции и само­стоя­тель­ной фор­мой живо­писи. Спустя 2 года он напи­сал бро­шюру «Линии», кото­рая так никогда не была опу­бли­кована.

Ключевые тезисы работы:

• линия — уникальна и сложна, что дает художнику огромные творческие возможности в ее интерпретации;
• линия — это и первое, и последнее слово в живописи;
• линия многофункциональна: она и каркас/скелет, и движение/ кинетическое построение, и путь/соединение;
• линия — элемент, с помощью которого можно создавать и созидать.

Что почитать и чьи работы посмотреть, чтобы разобраться в вопросе:

• Воронов Н.В. Очерки истории отечественного дизайна. М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова, 1998.
• Лаврентьев А. История дизайна. М.: Гардарики, 2006.
• Лаврентьев А. Александр Родченко. Опыты для будущего. М.: Грантъ., 1996.
• Эль Лисицкий, 1890–1941: к выставке в залах Государственной Третьяковской галереи: [сборник статей / авторы-составители: Т. В. Горячева, Н. В. Масалин]. — Москва: Государственная Третьяковская галерея, 1991.

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/art_forms?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально