Искусство23 мая
tiny-logoCreated with Sketch.Нейроэстетика: на стыке биологии с искусством

Нейроэстетика: на стыке биологии с искусством

629
11

Кажется, за наши эстетические пред­став­ле­ния отвечает саморазвитие, социальный опыт, на край­ний случай — воспитание. Но там, где дело касается визуального искус­ства, многое решает наш мозг: именно он выбирает, что покажется нам красивым, а что вызовет отвращение.

Связь наших визуальных вкусов с ра­бо­той ней­ро­нов изучает нейроэстетика. Одна из самых моло­дых наук получила свое название лишь в 2002 году, хотя первые исследования появились во вто­рой поло­вине 90-х годов.

Нейроэстетика отчасти объясняет, почему «я художник, я так вижу» — сов­сем не отго­вор­ка. Стиль гол­лан­дско­го живо­пис­ца Вил­лема де Кунинга, нап­ри­мер, совершенно изменился после того, как ему диаг­но­сти­ро­вали болезнь Альц­гей­ме­ра.

Если до заболевания в его картинах было видно увлечение творчеством Пикассо, то после — художественная техника стала более плавной, без резких мазков, а сюжет­ность уступила пейзаж­ным мотивам.

В основе нейроэстетики — способность мозга не только воспринимать ви­зуаль­ную ин­фор­ма­цию, но и анали­зиро­вать ее.

Мы в принципе уделяем огромное вни­ма­ние тому, что видим, — только в за­ты­лоч­ной доле мозга, где расположено боль­шин­ство зрительных центров, 280 мил­лионов ней­ро­нов. Эта особенность хо­ро­шо развилась у людей в ходе эво­лю­ции.

По яркому окрасу животного био­ло­ги­чес­кие пред­ки могли определить, нап­ри­мер, хищ­ника. Отдель­ные визуальные эле­мен­ты, которые фиксирует сетчатка глаза, мозг собирает в единый пазл и ко­ман­дует телу, что пора прятаться от опас­ности.

Хотя нам больше не нужно охотиться ради выжи­вания и партнеров мы ищем не только по внеш­ности, древние навыки сохранились. Наш мозг всё еще заточен на скры­тые смыс­лы, на собира­ние целого из деталей. И это доставляет нам удовольствие.

Индийский невролог Вилейанур Ра­ма­чан­дран сфор­му­ли­ровал несколько прин­ци­пов, по кото­рым ней­роэс­тети­ка пы­тает­ся понять, почему одни про­из­ве­де­ния визуального искусства нам нра­вят­ся, а другие нет. Так мозг, например, ак­тив­нее реагирует на всё контрастное и вы­пук­лое по срав­не­нию с откликом на хо­ро­шо знакомые образы.

Поделитесь историей

Скопировать ссылкуundefined/story/art_biology?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально