Идеи, которые кажутся «неправильными» (причем всем вокруг), в итоге могут оказаться самыми удачными — вот урок, который почти 100 лет назад всему миру преподала Коко Шанель. Аромат № 5 нарушал все правила, но именно это позволило ему совершить революцию. Парфюм стал легендой и восхищает до сих пор, а его история учит не бояться, а делать.
В начале XX века само желание создать духи было нетипичным для кутюрье. Когда же Шанель все-таки решила «одеть» женщин в особый аромат, ей не хотелось идти по тому же пути, который выбирали парфюмеры ее времени: тогда композиции строились на основе одного цветка, который был слышен в парфюме с первого вдоха — угадывать не приходилось.
«Мне не нужны просто роза или ландыш, мне нужен сложный аромат из множества деталей, как платье», — говорила она. Задумку настоящего кутюрье она поручила воплотить Эрнесту Бо — он должен был полностью придумать аромат, чтобы тот в результате пахнул, как женщина.
Парфюмер собрал букет из 80 элементов — многогранный и «объемный»; он пахнет, как цветы, но с трудом можно сказать, какими именно. В их числе майская роза, жасмин, иланг-иланг, благоухание которых усиливает щедрая порция альдегидов. Это синтетические ноты, которые в № 5 впервые использовали в такой концентрации. Это было новое слово в парфюмерии. Многие ингредиенты № 5 в то же время остаются в секрете.
Шанель не стала выбирать для композиции живописное название, следуя примеру «коллег по цеху». Вместо названия у него — счастливое число Шанель: пять. А упакован он в лаконичный флакон со строгими очертаниями, который был выбран Шанель вместо фигурных склянок, как у других ароматов XX века. № 5 и без них говорит сам за себя, раскрываясь на коже.
Аромат № 5 приближается к 100-летию, и за это время его слава умножилась в десятки раз. «Лицами» аромата были Женщины с большой буквы: сначала сама Коко Шанель, потом Эли Макгроу, Сьюзи Паркер, Лорен Хаттон, Катрин Денев, Кароль Буке, Николь Кидман, Одри Тоту. А к большому юбилею № 5 новым амбассадором стала Марион Котийяр — здесь можно посмотреть, какую историю с ней придумали CHANEL для рекламы аромата.