Назад
Вперед
Книги1 августа
tiny-logoCreated with Sketch.Краткий гид по американской литературе

Краткий гид по американской литературе

483
49
22

Колониальный период (1602–1760)

США — это страна переселенцев из Ста­рого Света, кото­рые бро­сили всё и отпра­ви­лись на край земли в поис­ках новой жизни. Так, в уст­ном твор­честве этих стран­ников сквозят темы поиска счастья, звучат мотивы странст­вия, проис­ходит осмыс­ление зна­чения рока (в виде Бога или при­роды) в жизни чело­века.

А еще, поскольку пере­се­ленцы начи­нали жизнь бук­вально с нуля, подни­мается тема созда­ния мира.

Литература же в класси­ческом пони­мании этого периода — это в основ­ном бого­словс­кие (пури­танс­кие) и историко-полити­ческие труды.

Избранные стихотворения Анны Брэдстрит, 1678

Список литературы:

• Анна Брэдстрит «Десятая Муза, появившаяся недавно в Америке»

• Роджер Уильямс «Эссе о примирении различий между христианами»

• Майкл Уиггерсворт «Судный день»

Революционный период (1765–1820)

Американцам было больно осознавать свою зависи­мость от англи­чан — в литера­туре в том числе. В период дви­жения за незави­си­мость лите­ра­тура стано­вится рупо­ром общест­венного мне­ния, и за перо берутся поли­тики.

Так, ключе­выми фигу­рами стали Бенд­жамин Франк­лин и Томас Манн, кото­рые активно размыш­ляли об иден­тич­ности амери­канс­кого народа и призы­вали к неза­виси­мости.

Список литературы:

• Бенджамин Франклин «Путь к изобилию»

• Томас Пейн «Здравый смысл»

• Тимоти Дуайт «Завоевание Ханаана»

• Мишель-Гийом Жан де Кревкер «Письма американского фермера»

Романтизм (1820–1860)

В США романтизм добрался на 20 лет позже, чем в Англию, — и совпал с перио­дом роста экспан­сии и нацио­наль­ного само­соз­на­ния. Поэты и писа­тели с внеш­него мира переклю­чаются на внут­рен­ний: что есть чело­век?

В поис­ках ответа ран­ние роман­тики углуб­ля­лись в исто­рию Аме­рики, уходя в эска­пизм.

Глав­ными героями стано­вятся стран­ники, завое­ватели и первооткры­ва­тели — как у В. Ирвинга и Дж. Купера.

Поздние романтики (с 1840-го) поте­ряли бой­кий наст­рой своих пред­шест­вен­ников: они разоча­ро­вались в преж­них романти­ческих идеа­лах, кото­рые стали недос­ти­жимы с расцве­том капита­лизма с его мате­риаль­ными ценнос­тями. Отсюда упад­ничес­кие настрое­ния и размышле­ния о счастье.

Иллюстрация Джона Нила к сборнику «Ворон и другие стихотворения» (1910)

Список литературы:

• Вашингтон Ирвинг «Легенда о Сонной лощине», «Рип Ван Винкль»

• Джеймс Купер «Последний из Могикан», «Пионеры»

• Натаниэль Готорн «Алая буква»

• Эдгар По «Ворон», «Падение дома Ашеров»

• Уолт Уитмен «Листья травы»

Реализм (1865–1910)

Как и в России, реа­лизм в США начал расцве­тать после Граж­данс­кой войны. С нача­лом актив­ной индустриа­ли­зации в амери­канс­ком обществе поя­вился новый круг проблем: нищета, власть денег, одино­чество, духов­ная пустота. Реалисты пыта­лись пока­зать амери­канс­кую действи­тель­ность такой, какая она есть. Причем часто в корот­ких рас­сказах.

Следующая ступень реализма — натура­лизм — еще больше дета­лизи­ро­вала реаль­ную жизнь.

Писа­тели тща­тельно изу­чали быт, окру­жение, воспи­тание своих героев, поскольку всё это детер­мини­рует чело­века. Напри­мер, рас­сказ «Зов пред­ков» Джека Лон­дона напи­сан от лица ездо­вой собаки.

Список литературы:

• Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

• О. Генри «Последний лист», «Вождь краснокожих»

• Джек Лондон «Мартин Иден»

• Теодор Драйзер «Сестра Керри», «Американская трагедия»

Модернизм (1914–1945)

Как Европу, так и Америку затронула Пер­вая миро­вая война, кото­рая поро­дила писа­телей «поте­рян­ного поко­ления» — литера­торов, кото­рые побы­вали на войне и верну­лись оттуда морально покале­чен­ными. Почти во всех произве­дениях глав­ное место зани­мает анти­воен­ная тема.

Их герои не знают, что теперь делать со своей жизнью: ста­рый мир и ста­рые идеалы разру­шены, а новых еще нет — и впе­реди только безыс­ход­ность. Продол­жает эту тему и поко­ление писа­телей Вели­кой депрес­сии. Также амери­канцы боль­шое внима­ние уде­ляют модер­нистс­кому театру.

Список литературы:

• Уильям Фолкнер «Шум и ярость»

• Ф. С. Фицджеральд «Великий Гэтсби»

• Эрнест Хемингуэй «Прощай, оружие!»

• Джон Стейнбек «О мышах и людях»

• Теннесси Уильямс «Трамвай "Желание"»

• Эдвард Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?»

Современная литература (1945–…)

После Второй мировой войны литература стала нас­только разнооб­разной, нас­колько может быть — все напра­вле­ния даже не пере­чис­лить. Продол­жая тради­ции реа­лизма, писа­тели углуб­ляются в сущ­ность чело­века и его отно­шений с осталь­ным миром. Наби­рают популяр­ность фантас­тика и ужасы.

Среди всего разнообразия можно выде­лить битников — предста­ви­телей богемы, бунта­рей своего вре­мени.

Они отвер­гали идею «амери­канс­кой мечты», пропаган­диро­вали нищенс­кий образ жизни и свободу от консер­ватив­ных социаль­ных норм. Всё это хорошо описал Джек Керуак.

Список литературы:

• Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

• Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

• Курт Воннегут «Бойня номер пять»

• Кэтрин Энн Портер «Сборник рассказов Кэтрин Энн Портер»

• Джек Керуак «На дороге»

В начало истории

Сохранить и поделиться

Скопировать ссылкуundefined/story/american_lit?utm_source=sharing_clipboard
Поверните устройство вертикально