Но не думайте, что самое страшное позади. Психологи говорят, что нас ожидают еще минимум четыре сложных периода с вопросами к миру и к самому себе.
Корни взрослых кризисов — в этом периоде на границе детства и взросления. Во многих странах взросление отодвигается по линии времени все дальше, но «по бумажке» взрослыми мы считаемся уже в 18. Здесь и начинаются проблемы. Еще вчера многое было нельзя, а сегодня, в 18, стало можно — появляется свобода, которой мало кто пользуется с умом.
В это же время заканчивается школа, и молодым людям нужно срочно решить, кем они хотят быть и чем будут заниматься по жизни. К этой дилемме добавляется вопрос принятия себя — пубертатные трансформации в прошлом, начинается жизнь в «новом» теле с осознанием его сексуальности.
К этому возрасту у большинства есть диплом и несколько строк в резюме. Вроде бы все устаканилось после прошлого кризиса — но, окунувшись в выбранную профессию, young adults начинают думать, а точно ли это «оно». Вдобавок одни сверстники женятся и рожают детей, а другие и не думают «заземляться». Возникает вопрос, как «правильно» и «нормально» — ведь вокруг все говорят, что норм нет и всё индивидуально.
Чувство потерянности — вот что ощущают при кризисе 25 лет. Безграничные возможности оказываются иллюзией. Выясняется, что не выйдет заниматься всем, что нравится — и нужно расставлять приоритеты и делать выбор. Вопросы заработка и бытовые заботы разрушают многие мечты. В такой ситуации психологи советуют ставить цели для жизни «здесь и сейчас», чтобы выйти из неопределенности.
У кого-то кризис 30-летия перемещается ближе к 25. У кого-то проявляется в этом возрасте как отдельный кризис, но с другим оттенком. Это время окончательного взросления и важный жизненный рубеж, когда человек уже может оглянуться назад и оценить, тот ли сделал выбор в 18–20 лет. Как итог — именно в 30 лет многие резко меняют деятельность, решая, что еще не поздно прожить жизнь так, как хочется.
Говорят, что кризис 40 лет оказывается еще ярче предыдущих — по силе переживаний. Этот период многие воспринимают как последний шанс изменить ход жизни. Однако с этим связаны большие сложности: под 40 лет у людей, как правило, есть семья и дети. Резкие перемены («все бросить и уехать») уже невозможны, да и страшны — вдруг из-за них можно потерять всё?
В кризис среднего возраста нет универсального «лекарства». И все же чаще всего в этот период советуют создавать гармонию вокруг себя: налаживать отношения с детьми, находить новые увлечения, которые создают ощущение созидания. Быть полезным и нужным в такой период важно, как и в другом возрасте, но в этом — особенно.