Делимся 5 важными концепциями, которые должен знать каждый.
«Мыслю, следовательно, существую»
Философия Нового времени стала рингом для борьбы против закостенелой автократии религиозного Средневековья, которую нужно было срочно пересмотреть.
В его разных углах встали познание через опыт — эмпиризм — и познание через разум и мышление — рационализм. Именно его основоположником стал Декарт. Он хотел доказать, что существует такое логическое умозаключение, которое невозможно опровергнуть.
В своих размышлениях философ пришел к выводу, что чувствам доверять нельзя. Они субъективны и не выдержат конструктивной критики. Самое несомненное, что у нас есть — это наши сомнения, а значит, способность мыслить. Без этого мы бы не существовали. Отсюда знаменитое «Cogito ergo sum», которое в дальнейшем изменит европейскую философию XVII века и повлияет на труды Канта.
«Теория идей»
О бытии рассуждали задолго до Гамлета — еще в античной древности. Что это такое, какое оно и у кого есть? Дальше всех здесь шагнул Платон, разделив мир на идейный и предметный. Он считал, что в основе всех вещей лежит их идея — абстрактный прообраз. Например, мы мысленно представляем себе картинку дома, но каждый реальный дом не обязательно будет с ней совпадать.
Эти идеи Платон назвал «эйдосы», их бытие в отличие от нашего бесконечно. Через них мы познаем мир вокруг. Самая лучшая иллюстрация этому — миф о пещере, в которой живут люди, которые не могут увидеть реальные предметы, только их тени. Фантомные идеи становятся воплощением понимания об окружающем мире, и из-за них мы не всегда можем познать мир таким, какой он есть.
«Европейская цивилизация обречена на гибель»
Пока философы XIX века размышляли о прекрасном и светлом будущем, которое ждет нас на пути прогресса, Освальд Шпенглер как локальный эмобой-мессия считал иначе. Вместо новых ступеней развития нас ждет крах культуры и упадок.
В своей книге «Закат Европы» он описывает путь, который проходит каждая культура: рождение, юность, зрелость и умирание. На последнем этапе культура превращается в цивилизацию. Она уже состоялась, поэтому не может создать что-то новое и уникальное. Смерть культуры неизбежна, когда она теряет самобытность, а творчество встает на поток. В пример Шпенглер приводит Древний Египет, Вавилон, Индию, культуры майя и ацтеков.
«Мы живем в мире симулякров»
Наш мир — это копия копии. Все образы и идеи потеряли свое значение и давно дистанцировались от реальности. К такой неутешительной мысли пришел Жорж Батай и его ученик Жан Бодрийяр, который перенес термин в плоскость социологии и массмедиа.
По сути, мы как Нео застряли в Матрице. Наш труд обесценен — мы работаем, потому что «надо», а мир вокруг продолжает транслировать знакомые нам формы, в которых не осталось ничего от оригинала. Например, новости, которые транслируют по всем каналам до тех пор, пока они не перестанут иметь смысл. Или банка супа Уорхола.
«Бог умер, да здравствует сверхчеловек!»
Бог прежней, метафизической, философии умер от разочарования, что человек ничтожен и не способен достичь идеала и добродетели. Но на смену ему придет сверхчеловек — обладатель железной воли и стремления возвыситься над простыми людьми и прийти к совершенству путем долгих упражнений и изоляции. Об этой труд «Как говорил Заратустра».
По мнению Ницше, чтобы стать сверхчеловеком, необходимо изменить свое мировоззрение, посмотреть вокруг себя и увидеть, что мир людей достоин только презрения. Мы его точку зрения не разделяем, но влияние этой идеи на XX век было огромным. В том числе стало одной из причин катастрофы Второй мировой.